Главная » 2017 » Декабрь » 13 » Методические аспекты преподавания математики в школе (сообщение с курсов)
18:30
Методические аспекты преподавания математики в школе (сообщение с курсов)

13 декабря 2017 года учителя математики Александровского района собрались для обсуждения проблемных вопросов преподавания математики в школе. Так, Ивашкова Н.В., учитель математики Ждановской средней школы, побывавшая на курсах по программе повышения квалификации «Методические аспекты преподавания математики в школе» с 27.11. по 30.11 на базе ФГБОУ «Оренбургский государственный университет», подробно рассказала о тех изменениях, инновациях и задачах, поставленных перед учителями, по преподаванию курса математики.

Курсы читали: к.п.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ ФИПИ Семенов Андрей Викторович; к.п.н., автор учебных пособий по математике Крайнева Лариса Борисовна; д.пед.н., к.ф.-м.н., профессор, зав. каф. алгебры, геометрии и методики преподавания Московского городского педагогического университета Атанасян Сергей Левонович; к.п.н.., главный редактор АО Издательство «Просвещение» Акопьян Виктор Альбертович; к.п.н. руководитель проекта«Редакция «Поколения V», автор учебных пособий по математике Эргле Евгения Викторовна, а также преподаватели ОГУ – Павленко А.Н. к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной математики; Пихтилькова О.А. зав. каф. Алгебры и дискретной математики, к.ф.-м.н., доцент ОГУ.

Рассматривались следующие вопросы: 1) Основные подходы к решению и оформлению тестовых задач; геометрические методы решения тестовых задач; преподавание математики, как единого предмета и др.

При анализе выполнения заданий ЕГЭ по математике базового и профильного уровня выявили ряд проблем в обучении математики. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на  следующие  моменты при обучении математики (в том числе и при подготовке к ЕГЭ) :

  1. с 5 класса устный счет на каждом уроке – развитие вычислительных навыков;
  2. учить применять всю математику в нужном месте (например при вычислении выражений применять свойства степеней, а не вычислять);
  3. исключить проблемы с таблицей умножения (так как произошли изменения в новых стандартах: поменяли – «знать» на «уметь», что негативно сказалось на вычислительных навыках);
  4. при решении текстовых задач (на проценты, на движение, на части и др.) задавать разные вопросы, в том числе некорректные (когда нельзя ответить на данный вопрос по условию задачи);
  5. геометрия должна изучаться на картинках, рисунках в разных ракурсах;
  6. в старших классах не увлекаться доказательством теорем, теоремы доказывать в 7-9 классах;
  7. в 11 классе не должна идти только подготовка к ЕГЭ в ущерб обучению курса математики;
  8. при решении задач обращать внимание на оценку полученных результатов;
  9. особое внимание уделять устной работе на повторение на уроке.

При решении и оформлении заданий второй части  все шаги должны быть прописаны, логически вытекая одно из другого. Научить обучающихся решать хорошо квадратное уравнение (21 задание)  нужно одним способом, с помощью основной формулы и теоремы Виета (вторую формулу давать не надо, допускают ошибки).

При решении и оформлении 13 задания ЕГЭ не следует подробно прописывать полное решение квадратного уравнения после замены, отбор корней в тригонометрическом уравнении предпочтительнее находить с помощью двойного неравенства и обязательно показывать на тригонометрическом  круге множество корней, не вошедших в ответ.

Спорным остался вопрос о записи ОДЗ. Семенов А.В. говорит о том, что не во всех учебниках и программах прописано, что такое ОДЗ, поэтому писать нельзя. Просматривая различные сайты подготовки к ЕГЭ, можно сказать, что нет однозначного ответа.

Рассматривался новый способ решения задач на движение с помощью графических моделей (презентация), с помощью которого достаточно легко решаются не совсем простые задачи данного прототипа в заданиях ОГЭ.

При оформлении 23 задания ОГЭ (исследование функций на параметр) учить проводить полное исследование. Объясняется это тем, что данная задача высокого уровня сложности и не рассчитана на среднего ученика, а показывает готовность ученика обучаться на профильном уровне по  математике в старших классах. Если исследование на параметр отсутствует, то при проверке эксперт поставит 0 баллов.

«Как научить учащихся решать геометрические задачи? Нужно просто их решать и решать» - Атанасян С.Л.

Экзамен в 11 классе на профильном уровне будет усложняться. Не должно быть учащихся, которые сдают базовый и профильный уровень (два экзамена). Выпускников 11 классов, которые не сдадут базовый уровен, не должно быть.

Согласно ст. 66 ФЗ об образовании в РФ (№ 273) в 4, 9, 11 классах учитель и администрация школы имеет право без согласия родителей не допустить к экзаменам. В 5-8 классах перевод в следующий класс возможен условно, на повторный год только с согласия родителей.

Преподавание математики как единого предмета: подходы к организации процесса.  Акопьян В.А.

В 2018 году планируется ввести единый предмет математика, который будет разделен на два модуля «Алгебра» и «геометрия». В связи с тем, что поступает много обращений со стороны родителей, что при сдаче ОГЭ нет такого предмета – «математика».

Рабочая программа разрабатывается на уровень, например алгебра 7-9 (если по одному учебнику), геометрия 7-9, математика 5-6.

Рабочая программа составляется на основе авторской УМК, минимальное количество часов которой прописано автором и не может быть уменьшено учителем. Данным учебником заложено необходимое минимальное количество часов для прохождение программы для реализации стандарта.  Число часов может быть только увеличено. Порядок тем, предусмотренных автором, не может быть изменен. Все темы, заявленные автором, должны быть изучены, можно добавлять часы на темы, на работу с КИМами ЕГЭ ОГЭ, повторение, отработку неусвоенных тем и т.д.

Программа элективного курса – свободное составление учителем.

  1. Далее выступили Филиппова Т.В., главный специалист отдела образования: «О регламенте проведения полугодовых контрольных работ в 7-11 классах, о задачах по совершенствованию методики преподавания математики на всех уровнях обучения предмету. Проблемные вопросы ОГЭ и ЕГЭ по математике осветили Новикова О. Г., руководитель РМО учителей математики и Кашкарова Л.Н.учитель математики высшей категории МАОУ «Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д.» ). В ходе заседания прошло обсуждение проблемных вопросов в период подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

 

 

Просмотров: 169 | Добавил: padalka56vm | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar